РЕЗОЛЮЦИЯ



                                                                    РЕЗОЛЮЦИЯ
                                        по итогам заседания Общественного совета по вопросу:
«О повышении ответственности граждан, должностных лиц, усилению взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по исполнению Федерального закона о воинской обязанности и военной службе»
                                                                                                                                                                                                                                                                

Заслушав информацию руководителя отдела процессуального контроля следственного управления Киселева А.С., Общественный совет при Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области отмечает, что в соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Он несет военную службу, а в случае, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Следственный комитет Российской Федерации в рамках своей компетенции принимает активное участие в борьбе с лицами, уклоняющимися от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы.
В 2011 году из военных комиссариатов Смоленской области в следственные отделы СУ по области поступило более 90 материалов по фактам уклонения от призыва на военную службу, по результатам рассмотрения которых возбуждено 13 уголовных дел данной категории (АППГ-8), находилось в производстве 14 уголовных дел, 13 из которых окончены производством, 12 из них направлены в суд (АППГ-2).
В 1-ом полугодии 2012 года в следственные отделы по области из военных комиссариатов области поступило 37 материалов проверок по фактам уклонения от прохождения военной службы и 1 материал по факту уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы.
Возбуждено 7 уголовных дел (АППГ-10). Всего в текущем году находилось в производстве 8 уголовных дел данной категории, из них 6 уголовных дел направлено в суд для рассмотрения по существу (АППГ-8), одно прекращено по нереабилитирующим основаниям.
По каждому оконченному уголовному делу вносятся представления об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления. В основном они вносятся в военные комиссариаты в связи с ненадлежащей профилактической работой в данном направлении деятельности.
Уголовные дела расследуются в максимально сжатые сроки, не превышающие двухмесячный срок, что указывает на выполнение следственными органами задач по качественному и быстрому расследованию преступлений данной категории.
По результатам расследования, в настоящее время практически все уголовные дела судом рассмотрены и лица, привлеченные к уголовной ответственности, признаны виновными в инкриминируемом им деянии.
Действующим законодательством данное преступление отнесено к категории небольшой тяжести и за его совершение в большинстве случаев суд назначает наказание в виде условного лишения свободы. В некоторых случаях суд назначает в качестве наказания штраф.
Так, Сафоновским межрайонным следственным отделом было направлено в суд уголовное дело в отношении местного жителя, который не только уклонился от прохождения военной службы, но и предоставил в ОВКСО по Сафоновскому району поддельную учетную карту к военному билету. Судом призывнику назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Вяземским районный судом призывник уклонившийся от прохождения военной службы в ноябре 2010 года был признан виновным в совершении инкриминируемого ему преступления с назначением наказания в виде 20 тысяч рублей. По 15 тысяч рублей по приговорам суда должны заплатить два призывника из Ярцевского района.
Так же, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области расследовалось и было направлено в суд уголовное дело по обвинению призывника Алексея Чупина в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.328 УК РФ (уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы).
Следствием и судом установлено, что 21- летний молодой человек, которому в связи с религиозными убеждениями военная служба, заменена на альтернативную гражданскую службу, без уважительной причины уклонился от ее прохождения. Проходить альтернативную гражданскую службу призывник должен был в СОГБУ «Самолюбовский психоневрологический интернат», где 30.11.2011 с ним был заключен трудовой договор и разъяснен порядок прохождения альтернативной гражданской службы. Менее чем через два месяца молодой человек отказался от исполнения своих обязанностей и самовольно покинул учреждение.
Приговором суда Чупину назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Следственными отделами по области проводятся сверки с военными комиссариатами в целях достоверного отражения данных о лицах, уклонившихся от призыва на военную службу.
Анализ принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела показал, что в большинстве случаев направляемые военными комиссариатами материалы содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных ст.21.5 КоАП РФ, – «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету», и ст.21.6 КоАП РФ, – «Уклонение от медицинского обследования».
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2008 №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» дало четкие разъяснения о правильном и единообразном применении уголовного законодательства об ответственности за уклонение от призыва на военную службу, прохождения военной или альтернативной службы.
Несмотря на выводы, сделанные в постановлении пленума о признаках преступления в действиях лица, не явившегося для медицинского освидетельствования, необходимо отметить, что уголовное дело, возбужденное при отсутствии заключения медицинской комиссии о годности призывника к военной службе, содержит объективную вероятность прекращения его в случае установления негодности призывника к военной службе в ходе расследования.
В случае единичного уклонения лица от прохождения мероприятий по призыву сделать вывод о наличии умысла, характеризующего уголовно наказуемое деяние, сложно, если сам призывник или его родственники прямо не укажут на данное намерение в своих показания.
При отсутствии объяснения об истинных намерениях лица может свидетельствовать систематическая неявка на призывные мероприятия.
Пленум прямо указывает, что во всех случаях призывник должен быть уведомлен лично о явке в военный комиссариат путем вручения повестки, отказ же от получения повестки с целью уклонения от призыва подлежит квалификации по ч. 1 ст. 328 УК РФ.
04.04.2011 в целях установления единого порядка организации проверок по фактам уклонения граждан от военной службы Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области и военным комиссариатом Смоленской области подписано совместное указание №18\669 «О порядке взаимодействия по вопросам организации проверок по фактам уклонения от прохождения военной службы», в котором регламентированы действия руководителей следственных отделов СУ по области и начальников отделов военного комиссариата Смоленской области. Однако не все поступающие из военных комиссариатов материалы содержат полный перечень документов, позволяющих дать правовую оценку действиям лица, уклоняющегося от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, что в свою очередь приводит к увеличению сроков проверки, тогда как данные документы должны быть представлены военными комиссариатами, которые не ограничены в сроках сбора необходимого материала. 

                                   С учётом состоявшегося обсуждения Общественный совет
                                                              ПРЕДЛАГАЕТ:

1. Рекомендовать Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Смоленской области продолжить осуществлять уголовное преследование лиц, за совершение преступлений, связанных с уклонением от призыва на военную службу, прохождения альтернативной гражданской службы при взаимодействии с военными комиссариатами Смоленской области, прокуратурой области.
Постоянно прорабатывать механизмы повышения эффективности взаимодействия по данному направлению деятельности.
2. В случае выявления административных правонарушений, рекомендовать военному комиссару Смоленской области более активно привлекать лиц к административной ответственности по ст.21.5 КоАП РФ «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету» и ст.21.6 КоАП РФ «Уклонение от медицинского обследования».
3. Обратиться к средствам массовой информации с просьбой довести до сведения населения, институтов гражданского общества, органов власти об актуальности проблемы уклонения граждан от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы.

Резолюция одобрена и принята открытым голосованием на заседании Общественного Совета единогласно.



Председатель Общественного Совета Ямпольский В.Н.


Секретарь Хомутова Н.М.